ДЕСЯТЬ ГОРЬКИХ ГРОЗДОВ ПЬЯНСТВА:


Знаменитый у древних эллинов мудрец Анахарсис говорил, что виноградная лоза приносит три грозда: первый грозд услаждения, второй упоения, а третий печали. Философ сие толковал так: умеренное потребление вина служит человеку в удовольствие и во здравие, ибо и жажду утоляет, и желудок укрепляет, и сердце веселит; неумеренное порождает ссоры, возжигает гнев, возбуждает на брань и побои, затем следует обыкновенно не мало скорбей. А мы, если захотим внимательно рассмотреть силу пьянства, если назовём его виноградною лозою, то найдём на ней не три нравственных грозда, приносящих человеку вред и печаль, но гораздо более, а именно десять.
Первый грозд есть помрачение ума, потемнение рассудка, потеря сознания, ибо от желудка, переполненного вином, винные пары поднимаются в голову, действуют на мозг и возмущают ум. Поэтому многие в состояние опьянения не помнят себя, сами не знаю, что делают и что говорят, точно безумные, и какое бы не случилось с ними зло, бесчестие ли, побои, на завтра они нечего не помнят. Над таковыми исполняется писанное в Притчах: биша мя, и не поболех, и поругашася ми, аз же не разумех (Притч. 23;35).
Второй грозд есть бесстыдство: пьяный ни кого не стыдится, потеряв совесть, произносит скверные, хульные, нелепые, оскорбительные для целомудренного слуха слова; уста его бывают подобны стоялищу скотскому, наполненному смрадной нечистотой, а язык – лопате, которой выбрасывают эту нечистоту… Что же иное сердце такого человека, как не вместилище многих зол, из которого не может ничего выходить, кроме зла, по слову Евангелия: злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злое: от избытка бо сердца глаголют уста его (Лк. 6; 45)?
Третий грозд от лозы пьянства есть несоблюдение таины. Пьяный откровенно рассказывает всем и каждому все те тайны, свои или чужие, которые тщательно скрывал в глубине своей души, сохраняя их в молчании, когда был трезв. Этого мало: что давно уже прошло и предано забвению, и то он припоминает, а аки мертвеца воскрешает из гроба. И как обычно пьяному извергать пищу из желудка, так же обычно и таины открывает; и то, и другое: и пища, и тайны – в пьяном не держатся.
Четвёртый грозд содомской лозы пьянства есть возбуждение плотской похоти, почему и увещевает Апостол: не упивайтесь вином, в нем же есть блуд (Еф.5;18).
Пятый грозд, полный яда змиинаго, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, брань и кровопролитие . Упившись вином, люди восстают с яростью друг против друга. Вот почему и говорится с укоризной: … кому горе? Кому молва? Кому судове? Кому горести и свары? Кому сокрушение вотще? Кому синие очи? Не пребывающим ли в вине? И не назирающим ли, где пирове бывают? (Притч. 23; 29-30). И премудрый сын Сирахов увещевает: … в вине не мужайся, многих бо погуби вино. Полезно вино живому человеку, аще пиеши е в меру его: но – горесть души вино пиемо много, в распри и клевете (Сир. 31; 29, 31 ,34).
Шестый желчный грозд с лозы пьянства есть повреждение здоровья, изнеможение телесных сил, дрожание рук, головная боль, ослабление зрение, страдание желудка, стоны, немощи, преждевременная старость, умаление лет жизни и несчастная смерть.
Седьмой грозд – расточение имущества, потеря богатства, лишение выгод: делатель пияневый, говорит сын Сирахов, не будет богат (Сир. 19;1) Как много людей, которые из-за пьянства от большого богатства пришли в последнюю нищету! Пример сему – блудный сын, описанный в Евангельской притче.
Осьмой горький грозд – утрата спасения. Как вещественное богатство, так и духовные сокровища расточаются от пьянства, потому что пьяный имеет дерзость на все грехи. Какого греха трезвый гнушается, боится или стыдится, того самого греха не стыдится делать, не боится, не гнушается, когда бывает пьян. Есть повесть книге «Отечник» (или Патерик) об одном египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет более его тревожить никакими искушениями, если он однажды сделает какой – нибудь из трёх грехов, и прелагал на выбор: убийство, блуд и пьянство. «Один какой- нибудь из них сделай, – говорил бес, – или убей человека, или соблуди, или упейся однажды, и будешь после того жить в мире, я уже не буду искушать тебя никакими соблазнами». И рассуждал сам с собой пустынник тот: «Человека убить страшно, ибо это большое зло, и за него угрожает казнь смертная и по Божию, и по человеческому суду. Сотворить блуд – стыдно, да и жаль осквернить хранимую дотоле чистоту телесную; мерзко осквернится человеку, когда он ещё не познал этой скверны. А напиться однажды, кажется небольшой грех - ведь человек скоро сном отрезвляется. Пойду – напьюсь, чтобы бес не докучал мне больше и чтоб после спокойно было жить в пустыне». И вот, взял он своё рукоделие, пошёл в город, продал его, вошёл в корчму и стал пить, и напился; по действию сатаны, пришлось ему разговаривать с одной бесстыжей женщиной, и он прельстился и согрешил с нею.… Вдруг приходит муж сей женщины и, застав пустынника в грехе с нею, стал бить его, а он, в свою очередь, схватился с ним, одолел его и убил. И сделал пустынник тот все три греха: блуд и убийство, а начало пьянство! И те грехи, коих боялся и гнушался трезвый, – теперь без страха совершил, будучи пьян, и погубил и погубил многолетние труды свои.… Так пьянство дерзает на все грехи, и лишает спасения, погубляя добродетель. Хорошо об этом говорит святитель Златоуст: « Если в ком пьянство найдёт и целомудрие, и стыдливость, и благоразумие, и кротость, и смиренномудрие – оно всё повергает в пучину законопреступления!» А человек, который через пьянство лишился всех добродетелей, разве не лишает себя спасения и не отчуждает себя от Небесного наследия? Справедливо говорит Апостол: пьяницы …. Царствия небесного не наследят (1Кор. 6;11).
Девятый желчный грозд - гнев Божий: пьяница, преступая заповеди Божии, возбуждает на гнев Самого Бога своими грехами. Вот почему вопиет Исайя пророк: горе, востающим заутра, и сикер гонящим, пиющим до вечера: вино бо сожжет я (Ис. 5;11).
Десятый, самый горький плод пьянства, есть всеконечная погибель души. Другие грешники, когда настанет их смертный час, могут каяться и сожалеть о грехах своих, потому-то их ум трезв; умирающий пьяница как может покаяться, когда он не помнит себя, когда он не сознаёт, что наступает его смерть, которой он вовсе не ожидал? А для умирающего без покаяния геенна неизбежна. Вот каковы нравственные грозды сего содомского винограда, то есть пьянства; хотя на вкус они и кажутся вначале сладкими, но потом эта сладость превращается в горечь желчи, в яд змиев и аспидов! Справедливо святитель Златоуст считает пьяниц хуже псов и других бессловесных животных: «Никакое животное не ест и не пьёт более того, сколько нужно, и никто не может его принудить есть и пить более, чем сколько требует его природа. А пьяница и без принуждения всё больше и больше наполняет своё чрево, пока не повредит сам себе».
(Из сочинения святителя Димитрия митрополита Ростовского)
 на главную 

Используются технологии uCoz

Православие и Мир

AddWeb.ru - раскрутка сайта, 
продвижение сайта